Лингвистическая игра «Знакомьтесь, фразеологизм».

         Проблема обогащения и активизации словарного запаса младших школьников всегда была актуальной, остаётся она таковой и сейчас. Использование фразеологизмов на занятиях по русскому языку способствует решению этой проблемы. Учащиеся 4-б класса провели  лингвистическую игру «Знакомьтесь, фразеологизм» и учились употреблять их в собственной речи. Игра включала следующие конкурсы: «Узнай фразеологизмы в тексте», «Фразеологизмы- синонимы», «Фразеологизмы - антонимы», «Замени одним словом», «Подпиши рисунок фразеологизмом». В ходе проведения лингвистической игры дети подбирали фразеологизмы со словом «нос»; толковали фразеологизмы «днём с огнём не сыщешь», «держать в ежовых рукавицах» и рисовали картинки, изображающие эти фразеологизмы. Внимание детей обращалось на происхождение фразеологизмов «казанская сирота», «дело в шляпе», «крокодиловы слёзы», «спустя рукава», «чучело гороховое»; разыгрывались в виде пантомимы фразеологизмы «вешать лапшу на уши», «брать быка за рога». Учащиеся подбирали фразеологизмы, отвечая на вопрос «Как говорят о человеке…» – который часто меняет свои решения («семь пятниц на неделе»); – которого трудно заставить поверить чему-либо? («Фома неверующий»); –  кротком, безобидном,  добром («мухи не обидит»); – робком, скромном, незаметном  («тише воды, ниже травы») и т.д. Вытягивая по очереди карточки с именами собственными, вспоминали фразеологизмы, на которых  были написаны имена: Ерёма  («я ему про Фому, а он мне про Ерёму»),  Емеля («мели, Емеля, – твоя неделя»), Фома («Фома неверующий»), Макар («куда Макар телят не гонял»), Сидор («драть как Сидорову козу»), Федот («Федот, да не тот»). Затем четвероклассники  находили устойчивые обороты в отрывках из текстов, заранее записанных на доске:

 

За домом едва                                            Оказался молодцом,

Пожелтела трава,                                       Смог осилить ношу –

Два брата рубили дрова.                            Не ударил в грязь лицом 

Один это делал спустя рукава,                    И не сел в галошу. (А. Шибаев)

Другой – засучив рукава. (В. Викторов)  

 

Было не только  интересно, но и увлекательно.