Проблема обогащения и активизации словарного запаса младших школьников всегда была актуальной, остаётся она таковой и сейчас. Использование фразеологизмов на занятиях по русскому языку способствует решению этой проблемы. Учащиеся 4-б класса провели лингвистическую игру «Знакомьтесь, фразеологизм» и учились употреблять их в собственной речи. Игра включала следующие конкурсы: «Узнай фразеологизмы в тексте», «Фразеологизмы- синонимы», «Фразеологизмы - антонимы», «Замени одним словом», «Подпиши рисунок фразеологизмом». В ходе проведения лингвистической игры дети подбирали фразеологизмы со словом «нос»; толковали фразеологизмы «днём с огнём не сыщешь», «держать в ежовых рукавицах» и рисовали картинки, изображающие эти фразеологизмы. Внимание детей обращалось на происхождение фразеологизмов «казанская сирота», «дело в шляпе», «крокодиловы слёзы», «спустя рукава», «чучело гороховое»; разыгрывались в виде пантомимы фразеологизмы «вешать лапшу на уши», «брать быка за рога». Учащиеся подбирали фразеологизмы, отвечая на вопрос «Как говорят о человеке…» – который часто меняет свои решения («семь пятниц на неделе»); – которого трудно заставить поверить чему-либо? («Фома неверующий»); – кротком, безобидном, добром («мухи не обидит»); – робком, скромном, незаметном («тише воды, ниже травы») и т.д. Вытягивая по очереди карточки с именами собственными, вспоминали фразеологизмы, на которых были написаны имена: Ерёма («я ему про Фому, а он мне про Ерёму»), Емеля («мели, Емеля, – твоя неделя»), Фома («Фома неверующий»), Макар («куда Макар телят не гонял»), Сидор («драть как Сидорову козу»), Федот («Федот, да не тот»). Затем четвероклассники находили устойчивые обороты в отрывках из текстов, заранее записанных на доске:
За домом едва Оказался молодцом,
Пожелтела трава, Смог осилить ношу –
Два брата рубили дрова. Не ударил в грязь лицом
Один это делал спустя рукава, И не сел в галошу. (А. Шибаев)
Другой – засучив рукава. (В. Викторов)
Было не только интересно, но и увлекательно.