В 4 «А» классе МБОУ «ВСОШ № 2» классный руководитель Курбатова О. Г. провела беседу на тему: «Чудо, имя которому— КНИГА»
Задачи: расширять представления учащихся о роли книги в жизни человека, прививать навыки читательской культуры, воспитывать бережное отношение к книге, стимулировать самообразование школьников. Изучить читательские интересы школьников с помощью вопросов:
— Твой любимый писатель?
— Твой любимый литературный герой?
— О чем ты читаешь наиболее охотно?
Наше время — время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим А. М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества. Книга — самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее... Книга — верный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Недаром К. Г. Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!»
В июле 1976 г. в испанском городе Ла-Корунья был открыт первый в мире памятник книге: двое взрослых читают, а ребенок высоко поднял книгу, как бы символизируя ее величайший взлет в будущем.
2. На доске высказывания великих людей об искусстве чтения: К. Д. Ушинский: «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело».
К. Маркс: «Я усвоил себе привычку делать выписки из книг, какие я читал, мимоходом нанося на бумагу свои размышления».
А. И. Герцен: «Надо уважать книгу, надо с почтением входить в этот храм мысли».
А. М. Горький: «... любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека ...»
Затем следует рассказ о выставке книг и о памятке «Как стать хорошим читателем».
Содержание памятки: «Бери из книги как можно больше. Помни, что чтение — одна из самых важных, нужных, серьезных и прекрасных работ. Нельзя читать книгу, думая о другом. Вредная привычка — только просматривать книги. Если в книге вам встретятся слова, фразы, непонятные по содержанию, обращайтесь за разъяснением к словарям, справочникам, энциклопедиям. Очень хорошо, если вы нарисуете картинки-иллюстрации к тем книгам, которые читаете; выпишите в читательский дневник наиболее понравившиеся высказывания. Необходимо читать в определенной системе. Очень полезно прочитывать несколько книг одного автора, познакомиться с его биографией, с особенностями эпохи, в которой он жил.
Почаще читайте вслух. Это развивает технику выразительного чтения, помогает глубже ощутить образность, поэтичность языка произведения. Показателем культуры чтения является стремление к перечитыванию книги, заучивание наизусть крылатых фраз, отдельных отрывков».
3. Выступления учащихся со стихами о книге:
Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет —
Это — книга. Да здравствует книга!
Неустанных исканий залог,
Радость каждого нового сдвига,
Указанье грядущих дорог —
Это — книга. Да здравствует книга!
Чистых радостей светлый исток,
Закрепленье счастливого мига,
Лучший друг, если ты одинок, —
Это — книга. Да здравствует книга!
Т. Л. Щепкина-Куперник