Выступление заместителя директора по УВР Сапожниковой Т.А. на педагогическом Совете 7 декабря 2010г.
Новая школа для новых задач образования
(или какой быть «школе будущего»)
Слайды |
Текст выступления |
Новая школа для новых задач образования (или какой быть «школе будущего») |
Жизнь стремительно меняется. Наша страна наметила планы построения инновационной экономики, в которой главным источником роста являются знания и информация. Для реализации этих планов нужна принципиально новая система образования, предполагающая постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. |
Новые стандарты |
Прежде всего, необходимо от стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, перейти к новым стандартам – требованиям к школьным программам, к результатам, которые должны продемонстрировать дети, к условиям, созданным в школе для достижения этих результатов. |
Программа «Шесть шагов» |
Для объединения усилий коллектива школы, родителей и общественности, направленных на обеспечение перехода к новым стандартам, в нашей школе будет разработана программа «Шесть шагов в будущее», главным результатом которой должна являться готовность всех участников образовательного процесса к работе в новых условиях. Программа определяет последовательность и содержание действий по введению нового стандарта общего образования на начальной ступени школы, а также их цели и ожидаемые результаты. Она предусматривает шесть шагов разработки и осуществления программы модернизации существующей в школе образовательной системы с целью приведения ее в соответствие с требованиями нового стандарта. |
Шаг 1. Формирование рабочей группы по разработке проекта обновленной образовательной системы начальной ступени школы. |
Для координации действий коллектива, осуществления информационного и научно-методического сопровождения создаётся Совет по введению ФГОС. Для разработки проекта обновления образовательной системы начальной ступени в соответствии с требованиями стандартов нового поколения сформируются рабочие группы. Цели и задачи рабочих групп на каждом шаге определяются содержанием шага. |
Шаг 2. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы. |
Для осуществления второго шага рабочие группы установят соответствие целей существующей образовательной системы, структуры образовательного процесса, содержания образовательных программ, технологий обучения и воспитания, способов и механизмов контроля, материально-технических условий требованиям нового стандарта. |
Шаг 3. Разработка проекта изменений в образовательной системе начальной ступени школы. |
На 3 этапе работа будет осуществляться рабочими группами по образовательным областям. Результатом станет проект изменений, обсужденный на заседании Совета и принятый на педагогическом совете. Проект изменений включает:
Благодаря сложившейся системе повышения квалификации учителей, активному участию педагогов в инновационной деятельности, интеграции усилий школы и системы дополнительного образования, по ряду выше указанных направлений преодоление несоответствия новым стандартам трудностей не вызовет. Проблемой для нашей школы будет являться ограниченность в информационно-методических и технических ресурсах. На сегодня в школе сделано по этому направлению немало. Но дополнительные ресурсы необходимы. |
Шаг 4. Разработка плана-графика реализации проекта изменений в образовательной системе начальной ступени школы. |
Будет разработан план-график реализации проекта изменений в образовательной системе начальной ступени школы. |
Шаг 5. Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения. |
Затем приступаем к выполнению плана запланированных изменений. И здесь надо отметить, что реализация этого плана (думаю, что и вы с этим согласитесь) возможна только при готовности общественности, родителей, государственных структур к новому типу отношений со школой, к принятию взаимных обязательств по реализации стандартов. |
Шаг 6. Рефлексия и оценка. |
В апреле 2011 года мы планируем провести анализ осуществления разработанных планов. Эффективность работы школы по программе будет определяться готовностью всех участников образовательного процесса к работе в новых условиях. |
Новая школа для новых задач образования (или какой быть «школе будущего») |
Какой же будет школа будущего? Сохранит ли она систему "насыщения учеников знаниями", или начнет давать главное - навыки, применимые в жизни: умение общаться, самостоятельно добывать информацию, критически мыслить и всячески стремиться к развитию и самосовершенствованию? Зависит от нас с вами. |