Новая школа для новых задач образования (или какой быть "школе будущего")

Выступление заместителя директора по УВР Сапожниковой Т.А. на педагогическом Совете 7 декабря 2010г.

Новая школа для новых задач образования
(или какой быть «школе будущего»)

 Слайды

Текст выступления

Новая школа для новых задач образования (или какой быть «школе будущего»)

Жизнь стремительно меняется. Наша страна наметила планы построения инновационной экономики, в которой главным источником роста являются знания и информация. Для реализации этих планов нужна принципиально новая система образования, предполагающая постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения.
Каким должно стать общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач?

Новые стандарты

Прежде всего,  необходимо   от стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, перейти к новым стандартам – требованиям  к школьным программам, к результатам, которые должны продемонстрировать дети, к условиям, созданным в школе для достижения этих результатов.

Программа «Шесть шагов»

Для объединения усилий коллектива школы, родителей и общественности, направленных  на обеспечение перехода к новым стандартам, в нашей школе будет  разработана программа «Шесть шагов в будущее», главным результатом которой должна  являться готовность всех участников образовательного процесса к работе в новых условиях. Программа определяет последовательность и содержание действий по введению нового стандарта общего образования на начальной ступени школы, а также их цели и ожидаемые результаты. Она предусматривает шесть шагов разработки и осуществления программы модернизации существующей в школе образовательной системы с целью приведения ее в соответствие с требованиями нового стандарта.

Шаг 1. Формирование рабочей группы по разработке проекта обновленной  образовательной системы начальной ступени школы.

Для координации действий коллектива, осуществления информационного и научно-методического сопровождения  создаётся   Совет по введению ФГОС. Для разработки проекта обновления образовательной системы начальной ступени в соответствии с требованиями стандартов нового поколения  сформируются  рабочие группы. Цели и задачи рабочих групп на каждом шаге определяются содержанием  шага.

Шаг 2. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы.

Для осуществления второго шага рабочие группы установят  соответствие целей существующей образовательной системы, структуры образовательного процесса, содержания образовательных программ, технологий обучения и воспитания, способов и механизмов контроля, материально-технических условий требованиям нового стандарта.

Шаг 3. Разработка проекта изменений в образовательной системе начальной ступени школы.

На 3 этапе работа будет осуществляться рабочими группами по образовательным областям.  Результатом станет проект изменений, обсужденный на заседании Совета и принятый на педагогическом совете. Проект изменений  включает:

  • состав программ, подлежащих освоению;
  • состав новых образовательных технологий, которые нужно освоить;
  • перечень учебных программ повышения квалификации педагогических кадров, которые нужно реализовать, чтобы обеспечить введение новых образовательных программ и технологий;
  • перечни конкретных видов ресурсов, подлежащих приобретению;
  • перечень новых методов и механизмов контроля, которые нужно ввести;

Благодаря сложившейся  системе повышения квалификации учителей, активному участию педагогов в инновационной деятельности, интеграции усилий школы и системы дополнительного образования, по ряду  выше указанных направлений преодоление несоответствия новым стандартам трудностей не вызовет.  Проблемой для нашей школы будет являться ограниченность в информационно-методических и технических ресурсах. На сегодня  в школе сделано по этому направлению  немало.   Но дополнительные ресурсы необходимы.
Для оптимальной организации деятельности каждого ученика и учителя, контроля результатов и эффективного управления по результатам необходимы мобильные компьютерные классы, автоматизированные рабочие места для каждого учителя. И с этой проблемой школе в одиночку не справится! 

Шаг 4. Разработка плана-графика реализации проекта изменений в образовательной системе начальной ступени школы.

Будет разработан план-график реализации проекта изменений в образовательной системе начальной ступени школы.

Шаг 5. Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения.

Затем приступаем к выполнению плана запланированных изменений. И здесь надо отметить, что реализация этого плана (думаю, что и вы с этим согласитесь) возможна только при готовности общественности, родителей, государственных структур к новому типу отношений со школой, к принятию взаимных обязательств по реализации стандартов.

Шаг 6. Рефлексия и оценка.  

В апреле 2011 года мы планируем провести анализ осуществления разработанных планов. Эффективность работы школы по программе будет определяться готовностью всех участников образовательного процесса к работе в новых условиях.
На наш взгляд, изложенная  программа действий является  хорошим путеводителем для школы, с помощью которого мы  осознанно творим свое будущее и будущее своих учеников.

Новая школа для новых задач образования (или какой быть «школе будущего»)

        Какой же будет школа будущего? Сохранит ли она систему "насыщения учеников знаниями", или начнет давать главное - навыки, применимые в жизни: умение общаться, самостоятельно добывать информацию, критически мыслить и всячески стремиться к развитию и самосовершенствованию? Зависит от нас с вами.