Важнейшая задача школы – предоставить каждому ученику возможность реализовать свой творческий потенциал, а также создать условия для формирования личности, способной к самооценке, самоутверждению, самоконтролю. Работая по УМК «Школа 2100», я пробую применять проблемно-диалогическую технологию, которая принципиально меняет роль учащегося на уроке: теперь он – не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Ученик активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Свобода выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
В этом учебном году я работаю с учениками 1-го класса. Хочу привести фрагменты уроков с описанием проблемной ситуации.
Проблемный диалог в 1-м классе
Математика. Раздел: Числа от 1 до 10. Тема урока «Числовой отрезок».(Подводящий диалог)
Учитель чертит на доске прямую и рассказывает детям о том, как строится числовой отрезок. Рассматриваем, как изменяются числа при движении по числовому отрезку.
-Вова искал значения выражения 1+1. От какого числа начинаем движение?
Дети пальчиком показывают движение по числовому отрезку в учебнике.
-Назовите число к которому мы пришли. (2)
-Как изменилось число? (Увеличилось на 1.)
-Записываем числовое выражение:
1+1=2
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? ( Считать с помощью числового отрезка.)
Математика. Раздел: Числа от 1 до 10. Тема урока «Задача»
Учитель предлагает послушать два рассказа и сравнить их.
1.В хоре 5 кузнечиков песни распевали, вскоре к ним присоединились еще 2 кузнечика. Сколько кузнечиков пело песню?
2.В хоре 5 кузнечиков песни распевали, вскоре к ним присоединились еще 2 кузнечика. Веселую песню пели кузнечики?
-Чем похожи эти два рассказа? (В них говорится о кузнечиках, одинаковые числа.)
-Чем отличаются? (У первого рассказа есть вопрос, на него можно ответить, если мы сделаем вычисления, а во втором рассказе не надо делать вычислений.)
-Какой из этих рассказов можно найти в учебнике математики, а какой в учебнике литературного чтения? (Дети дают варианты ответов)
-Кто знает, как на языке математики называется 1-ый рассказ? (Из множества ответов учеников найдется ответ: «Задача»)
- Что на уроке предстоит узнать? (Узнаем новое, связанное со словом «Задача»)
Математика. Тема урока: «Величины. Масса. Килограмм.»
На доске записаны слова: длина, масса, линейка, сантиметр, дециметр.
-Найдите лишнее слово.(Масса)
-Докажите свой выбор. (Длина измеряется линейкой, единица измерения-см, дм)
-А масса что это такое?(Мы слышали это слово, но не знаем, что оно означает)
-Какова тема урока? (Узнать, что такое масса)
Математика. Раздел: Числа от 1 до 10. Тема: «Число 7. Цифра 7.»
(Мотивирующий прием)
Учитель рассказывает:
-Особенно большим почетом в древности была окружена семерка. Не зря мы в своей речи употребляем пословицы и поговорки: «Семеро одного не ждут», «Лук от семи недуг»,где «семь» употребляется в значении »все» так как семерка была когда-то предельным числом. Еще в Древнем Вавилоне были известны семь планет, к которым причисляли тогда и Солнце и Луну. По ним стали считать и время. Так родилась семидневная неделя. Семь стало священным числом, его считали магическим. Возможно, это объяснялось еще тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, звуки, запахи, вкус через семь отверстий в голове:(два глаза, два уха, две ноздри, рот). Не случайно в радуге 7 цветов и на свете 7 чудес. Это волшебное число 7 широко использовалось в сказках, мифах древнего мира. Сегодня мы с вами познакомимся с числом 7.
Математика. Раздел: Числа от 10 до 20. Тема урока «Числа от 10 до 20»
-Ребята, сколько цифр мы освоили на уроках математики?(10).
-Каждое число мы обозначали цифрой. Решите задачу устно: В саду растет 10 кустов черной смородины, а кустов красной смородины на 2 больше. Сколько кустов красной смородины растет в саду? (12 кустов)
-Как обозначить на письме количество кустов красной смородины? (Дети предлагают: 1 и 2, 10 и 2, 2 и 1, 2 и 0) Ответов много, а нам нужен один верный .
-Значит, можно придумать способ обозначения больших количеств известными нам цифрами? Чему будем учиться на уроке? (Поучимся большие количества обозначать известными нам цифрами)
Окружающий мир. Тема урока «Путешествие Колобка»(Подводящий диалог)
-Что у меня в руке? (Булочка)
-Всегда ли она была булочкой? (Нет, раньше она была тестом, мукой, пшеницей)
-Наша булочка похожа на одного сказочного героя. Какого? Почему? (На колобка. Он тоже был тестом, мукой, пшеницей, и булочка путешественница, как и колобок.)
-Какова тема урока? (Путешествие булочки.)
Окружающий мир. (С использованием побуждающего диалога)
Тема урока : «Ценный совет»
-Ребята, для организации и проведения праздника «Золотая осень» мне нужны помощники. (Лес рук.) Как же мне их выбрать? (По считалке. Тех. Кто еще не помогал. А я считаю, что нужно выслушать предложения всех детей.)
-Молодец! Почему так важно послушать предложения всех детей? (Лучше выслушать разные советы многих, чем совет только одного или двух детей. Праздник будет интереснее.)
-Какова же тема урока? (Ценные советы.)
Русский язык. (Первые уроки) Тема урока: «Повторяем гласные звуки и буквы.»(Подводящий диалог)
На доске запись букв:
Д, Б, Е,М,К,А,С,Т,У,Х,Ц,Э,Ш, Ь, И.
-Прочитайте буквы.
-Назовите каждую третью букву. (Е, А, У,Э,И)
-Какова тема нашего урока? ( Гласные буквы и их звуки.)
Русский язык. (Первые уроки) Тема урока: «Гласные буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков на письме».
-Сколько, ребята, в русском языке гласных букв? (10)
-По какому принципу разбиты гласные буквы на две группы на ленте букв?
а о э у ы
я ё е ю и
(В верхнем ряду гласные буквы обозначают твёрдость согласных звуков на письме, на нижнем – мягкость согласных звуков на письме)
-Какова тема сегодняшнего урока? (Будем обозначать мягкость и твёрдость согласных на письме гласными буквами).
Русский язык. (Первые уроки) Тема урока: «Повторяем написание большой буквы и разделительного Ь в словах»
На доске записаны слова:
Софья Дарья Ольга Илья
-Прочитайте слова.
-Что они означают? (Это имена)
-Что надо помнить при написании имён, фамилий? (Пишем их с заглавной буквы.)
-Что общего есть в этих словах? (Разделительный Ь)
-В каких случаях пишется разделительный Ь?(В середине слова, между согласной и гласной.)
-Какова будет тема урока? (Повторяем написание заглавной буквы и разделительного Ь в словах)
Обучение грамоте. Тема урока: Строчная гласная буква ё.
-Послушайте, ребята, сказку. Из неё вы узнаете, откуда взялись у буквы ё вверху две шишки - ой, нет! – две точки.
-Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Буква Е испугалась и спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались две шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё.
-Хотите узнать, будем ли ставить ударение над словом, где есть эта буква? Понаблюдаем сегодня на уроке.